В формах деталей каменных храмов прослеживается их происхождение от деревянных. Например, оживляющие фриз ионического ордера прямоугольные зубчики или более крупные выступы на фризе дорического ордера - это изображение торцов деревянных планок обрешетки или балок перекрытия.
Однако греки сумели в значительно большей мере, чем зодчие других народов, переосмыслить архитектурные формы при трактовке их в новом материале. Формы колонн и их пропорции далеки от деревянных прототипов; профилировка карниза и других деталей - свойственная камню, а не дереву.
Древнегреческий храм формировался по подобию местного жилого дома (мегарона) и представлял прямоугольную постройку с двускатной крышей. Главный фасад - торцевой (с узкой стороны здания). Здесь, при входе в здание, устраивали портик - навес, образуемый продолжением крыши с несущей его колоннадой.
В древнейший период храм помещался, подобно мегарону, в глубине участка и поэтому имел явно выраженный передний фасад с портиком. Когда храмы начали строить на открытых площадях, портики устраивали на обоих торцевых фасадах, потому что здание обозревалось со всех сторон. Затем стали сооружать храмы с колоннадой со всех четырех сторон (рис. 78). Это было вызвано необходимостью дать укрытие от солнца и дождя людям, собиравшимся повседневно у храма, который играл роль своего рода общественного центра города; кроме того, колоннада способствовала пластическому обогащению облика здания (рис. 79). Наряду с прямоугольными иногда строились и круглые храмы, форма которых восходит к древнему типу круглого жилища.
Архитекторы, возводившие здания храмов в Древней Греции, зачастую одновременно были и скульпторами. Качества пластичности скульптурности способствовали созданию определенного художественного образа; вместе с тем благодаря им здание в меньшей мере выглядело как сооружение практического назначения. И в этом греки были по-своему правы: храм был не столько утилитарным сооружением, сколько символом, его назначение - прежде всего идеологическое.
В Греции строились различные типы общественных зданий и сооружений: театры, залы собраний, школы (в которых большое внимание уделялось физическому развитию юношества, почему они и назывались гимнасиями), стадионы, склады, мастерские, крепости и др. При планировке общественных зданий исходили из приемов устройства жилища. В Греции сосуществовали два типа жилища: европейский (дом посреди двора) и азиатский (помещения по периметру двора). Соответственно и здание общественного назначения представляло собой либо зал с внутренними колоннами, на которые опиралась крыша, либо помещения и галереи (навесы на столбах), обращенные во внутренний дворик.
Общественные здания, так же как и жилые, строились из сырцового кирпича или на деревянном каркасе, т. е. из недолговечных материалов. Если стена возводилась из камня, то он не отесывался и при этом использовался непрочный глиняный раствор; такая стена была не намного более долговечна, чем сырцовая. Только храмы сооружались из тщательно отесанного крупного камня, поэтому они и сохранились до нашего времени.
Первоочередной задачей греческого строительного искусства было возведение храмов. В основе планировочной структуры храмов лежал жилой дом типа мегарон. Это были простые здания, имевшие продольный прямоугольный план, с внутренним пространством - святилищем (наос) и передней частью (пронаос), ограниченным стенами и колоннами, расположенными или перед одним из фасадов (храм в антах, простиль), или на двух противоположных фасадах (амфипростиль), или окружавшими здание со всех сторон (периптер). Последний тип был наиболее популярен в зрелой архитектуре храмов.
Храм всегда ставился на мощное ступенчатое основание и сверху перекрывался пологой двускатной кровлей. Внутренние помещения храма, которые считались местом пребывания бога, не использовались для собрания верующих, последние собирались только перед храмом. Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным, в среднем из них помещалась большая статуя божества.
Масштаб интерьера был более мелким, чем масштаб фасада, что подчеркивало величину статуи. В глубине больших храмов располагались меньший зал, сокровищница. Кроме большого числа прямоугольных иногда строились круглые храмы, например круглые периптеры.
Храмы обычно были сгруппированы на огороженной территории, куда вели монументальные входные ворота. Комплекс этих зданий постепенно дополнялся все большим количеством скульптур и жертвенных алтарей. Свои храмовые комплексы имели Афины, Олимпия, Дельфы, Приена и все другие города.
К наиболее значительным архитектурным комплексам относится афинский Акрополь, представляющий собой мастерское произведение строительного искусства, которое во время Перикла возводили виднейшие мастера. Акрополь стал композиционным центром города.
Его характерная черта - свободное размещение отдельных сооружений. Посетитель подходил к ним не по центральной оси, а сбоку, и они постепенно разворачивались перед его глазами. Доминантой всего комплекса был дорический Парфенон, размещенный за входными мраморными пропилеями и маленьким храмом богини Ники-Аптерос.
Прямоугольный храм является наиболее распространенной и наиболее известной формой греческой общественной архитектуры. Храм не выполнял ту же функцию, что и современная церковь, так как алтарь стоял под открытым небом на теменосе (участке земли вокруг храма) или священной зоне, часто расположенной непосредственно перед храмом. Храмы служил в качестве места расположения культового образа, а также склада или кладовой для казны, связанной с культом соответствующего бога, а также как место где почитатели этого бога могут принести свои дары, такие, как статуи, шлемы и оружие.
Некоторые греческие храмы, как выяснилось, были построены с учетом астрономических данных. Храм вообще был частью религиозного участка, известного как акрополь. Согласно Аристотелю, «участок должен быть местом, обозримым со всех сторон, что дает хорошую высоту для добродетели и башен над окрестностями». Строились и маленькие круглые храмы - толосы, а также небольшие здания, похожие на храмы, служившие для хранения казны конкретных групп дарителей (благотворителей).
В конце V и IV веков до нашей эры городское планирование стало важным вопросом для греческих строителей при строительстве таких городов, как Пестум и Приене, в которых создали правильную сеть мощеных улиц, а также агоры или центральные рыночные площади, окруженные колоннадой или стоа. Полностью восстановленную стоа Аттала можно увидеть сегодня в Афинах. В городах также были общественные фонтаны, из которых можно было брать воду для домашнего использования. Разработку регулярной городской планировки связывают с именем с Гипподама Милетского, ученика Пифагора.
Общественные здания стали «достойными и приятными глазу строениями», они были расположены так, чтобы быть связанными друг с другом в архитектурном плане. Пропилон или крыльцо формировали вход в храмовые святилища и другие значимые места, лучше всего сохранившимся примером являются Пропилеи на входе в афинский Акрополь. Бувлетерион был большим общественным зданием с гипостильным залом, который служил в качестве зала суда и места встречи городского совета («буле»). Остатки бувлетериона сохранились в Афинах, Олимпии и Милете, в последнем могли располагаться до 1200 человек.
В каждом греческом городе был театр под открытым небом. Он использовался для проведения как общественных собраний, так и драматических спектаклей. Театр обычно располагался на склоне холма за городом, и в нем были ряды многоуровневых сидений, расположенных полукругом вокруг центральной площадки для выступлений или «орхестры». За орхестрой располагалось низкое здание под названием «скена», которое служило кладовой или гардеробной, а также выступало в качестве фона к действию, происходящему в орхестре. Несколько греческих театров сохранились почти нетронутыми, наиболее известный из них расположен в Эпидавре, он был построен по проекту архитектора Поликлета Младшего.
В греческих городах большого размера также располагались палестры или гимнастические залы - социальные центры для граждан мужского пола, которые включали в себя зрительские зоны, ванны, туалеты и клубные номера. Другие здания, связанные со спортом, включают в себя ипподромы для скачек, от которых сохранились только остатки, и стадионы для бега, длина которых составляла 600 футов (ок. 183 м), их примеры существуют в Олимпии, Дельфах, Эпидавре и Эфесе, в то время как стадион Панатинаикос в Афинах, вмещающий 45 тысяч человек, был восстановлен в XIX веке и использовался при проведении Олимпийских игр в 1896, 1906 и 2004 годах.
В центре любого греческого города находилась открытая площадь, агора, где торговали и проводили собрания. В крытой галерее-портике стое на краю агоры размещались магазины, склады и конторы. На примере практически заново отстроенной стои Аттала на афинской агоре (ок. 150 г. до н.э.) мы можем представить себе, как выглядели подобные сооружения.
Как на острове Крит, так и в материковой Греции, начиная уже с III тысячелетия до н. э., дома простых людей строились из сырцового (высушенного на солнце) кирпича, часто на каменном фундаменте. В наиболее крупных жилищах комнаты группировались вокруг мегарона - большого прямоугольного дворика.
В городах дома строились вдоль улиц, наружная стена была глухой, имелся лишь неприметный вход. Стены домов покрывали штукатуркой. Пол был обмазан гипсом или вымощен гипсовыми плитами. . Разделенный на правильные квадраты пол украшали орнаментальные мотивы с изображениями осьминогов и рыб. Во многих комнатах вдоль стен шли скамьи, сделанные из одного с основной постройкой материала и так же оштукатуренные. Для хранения припасов в стенах устраивались довольно глубокие ниши. Ванные комнаты присутствовали только во дворцах. Терракотовые ванны, напоминающие по форме современные, были украшены росписью и вмурованы в своеобразный глиняный постамент.
Наивысшего расцвета греческая архитектура достигла в афинский — классический — период. Простота и ясность форм и планов, рождающая ощущение гармонии и достигшая совершенства в знаменитом Парфеноне. Понятие «классический» подразумевало глубокую цельность архитектурного сооружения, не позволяющую что-либо добавлять или убирать, не разрушив целостности произведения. В этом причина неприятия греками роскоши. Греческие дома выглядели довольно аскетично. Естественная простота их отделки, минимум мебели: все это весьма созвучно современным минималистским интерьерам.
План более позднего греческого дома формировался вокруг внутреннего перистильного дворика, через который освещались все остальные помещения. Он же служил основным местом встреч и трапез. Со всех сторон дворик окружался галереей с колоннами. Стены сперва белили известью, а позже стали расписывать. Они были окрашены темперой, излюбленный цвет — красный. Часто стена имела цокольный пояс белого или желтого цвета высотой около метра Во внутреннем дворике они обычно украшались коврами и вышитыми тканями.
Полы первого этажа оставались глинобитными. Так же, как стены, полы иногда делались расписными, а в самых богатых домах их выкладывали мозаикой. Наиболее распространенный узор - круг, вписанный в квадрат. На втором этаже чаще располагались помещения для женщин. Полы здесь были глинобитными или деревянными.
В дорическом стиле был построен Парфенон и со всех сторон окруж н колоннами. С торцов (с запада и востока) перекрытия поддерживали по восемь колонн, отделанных каннелюрами, с боковых, с северной и южной, сторон — по семнадцать. Сам храм был амфипростильным, то есть имел с торцов по портику с шестью колоннами меньшей высоты. Оба портика были загорожены железными позолоченными решетками. Парадный вход находился в восточном портике, поэтому для того чтобы попасть внутрь, процессия должна была обойти весь храм. Западный портик выполнял функцию заднего входа.
Пройдя портик, процессия попадала в огромный зал (девичий чертог), за которым располагался наос (святилище) со статуей Афины, раздел нный колоннами на несколько частей, а в задней, западной, части храма — опистодом (закрытое помещение), отдел нный от наоса стеной.
Парфенон был самым красивым зданием Акрополя, так как предназначался для хранения главной святыни города — статуи Афины Парфенос (Афины-Девы). Этой строгой геометричности, этой массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер противопоставляет стремление к декоративности, к л гкости форм, плавность линий, сво более женственное вдохновение. Это особенно явственно в ионической капители с е спиралевидными валютами, придающими всей колонне особое изящество и живописность.
Ионический ордер отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей (рис. 2). Он имел прямые колонны и венчался капителью, по форме напоминавшей рога барана (волюты). Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Колонны устанавливались на базах с каннелюрами в количестве двадцати четыр х штук, прич м углубления разделялись срезами – так называемыми площадочками. Архитрав включал три выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз выполнялся сплошным, без ячеек, но иногда украшался рельефом. Зато в карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.
В отличие от дорического ордера он не имел модульонов. Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и украшениях. Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).
Конструкция крыши и кровли
Стропила. – Относительно конструкции крыши мы имеем документ, не оставляющий желать ничего лучшего в смысле точности и полноты: смету на постройку арсенала в Пирее. Здесь описывается до мельчайших подробностей конструкция, воспроизведенная на рисунке 149, A.
Этот памятник относится к IV в., но метод его конструкции, Несомненно, очень древний. Это – тот же метод, который применялся у фригийцев и этрусков.
В описываемой конструкции главную роль играет балка A, поддерживающая посредством брусков тяжесть среднего прогона и крыши B. Она основана на принципе, не имеющем ничего общего с современной конструкцией ферм, в которой стропильная связь испытывает растяжение, вызванное стропильными ногами, а в середине поддерживается бабкой. В греческой системе стропильные ноги не скреплены со связью, которая подвергается не растяжению, а силам прогиба, и таким образом представляет собой не скрепу, а балку.
Все части этой конструкции испытывают силы сжимания (брусок, заменяющий бабку) или прогиба (связь), но никогда не испытывают силы растяжения. Таким образом, она существенно отличается от нашей современной кровельной конструкций. Греческая система, в основном подчиненная функции несущих балок, представляет простую и ясную конструкцию – воспроизведение деревянной конструкции в камне.
Дорийский ордер является приложением этой системы к камню. Его общие массы сводятся к виду, показанному на рисунке 150, S. Его формы (по крайней мере, в целом) объясняются из деревянной конструкции M.
Согласно обычаю, сохранившемуся в Этрурии вплоть до эпохи Витрувия, балка A, перекрывающая пролеты между колоннами, состоит из двух равных брусьев. Чтобы предотвратить самовозгорание дерева, эти брусья необходимо было разъединить и вместе с тем скрепить друг с другом. Первая цель достигалась тем, что между брусьями вставляли распорки, вторая – сжимами, укрепленными с помощью штырей. Таким образом, мы видим здесь буквальное повторение приемов, встречающихся уже в ликийской архитектуре.
На балке A покоятся переводы P такой же толщины в поперечном сечении, как и балка, что объясняется большой глубиной портиков в храмах архаического периода. Брусья P не только представляют собой балки, поддерживающие потолок, но и несут посредством стоек R и тяжесть обрешетки.
Недостатки греческой системы сравнительно с современной вполне очевидны. Поперечное сечение сильно нагруженных в середине их длины переводов Pдолжно было быть огромным.
В конструкции арсенала в Пирее, где центральная галерея портика не превышает 13 – 20 футов в ширину, балки достигают в поперечном сечении от 2 1/4 до 2 1/2 футов, т.е. от 0,67 до 0,75 м. Где же найти при этой системе брусья достаточной толщины, чтобы перекрыть такое здание, как храм в Акраганте, с почти вдвое большим пролетом? Такого рода затруднения в некоторых случаях переходят в невозможность. Так, Страбон сообщает, что храм в Милете так и остался без перекрытия «по причине своей колоссальной величины», т.е. за невозможностью найти для его перекрытия балок подходящих размеров. При покрытии здания двухскатной крышей естественно образуются с двух коротких сторон фронтоны, т.е. треугольники, боковые стороны которых следуют наклону крыши. Коньковая конструкция крыши не является, однако, единственной.
Указание на то, что существовала и четырехскатная крыша, дает план архаической постройки (рисунок 151), известной под названием базилики в Пестуме
Потолки, столярные работы. – В арсенале Пирея система стропил была открытой, т.е. видна изнутри здания. Надписи, касающиеся постройки Эрехфейона, устанавливают, что одна из двух целл храма имела открытую конструкцию крыши, другая была перекрыта горизонтальным потолком.
Этот потолок (рисунок 152) состоял из двух балок, поддерживавших кессоны из деревянных брусьев с заполняющими терракотовыми плитами.
Резные карнизы при этом брались не в толще брусьев, а делались накладными из пришитого гвоздями на углах тонкого багета или представляли собой тонкие доски с профилированными ребрами, вкладывавшиеся поверх мрамора в заготовленные для них четверти.
Эту конструкцию воспроизводят в мраморе потолки целого ряда храмов: Фесейон, храм Аполлона в Фигалии, храм в Рамнунте и др. Интересно сопоставить эти греческие конструкции с этрусскими приемами перекрытия.
Как примеры тонких столярных работ, можно привести створки дверей с большими рамами, воспроизведенные в камне в гробницах Пидны, и хранящиеся в Лувре ложные двери в гробнице Ферона в Акраганте и др.
Кровля. – Крыша покрывалась терракотовой или мраморной черепицей. Применение мрамора заставляет предполагать, что существовали способы обработки его в виде тонких плит. Наждак, изобиловавший в Наксосе, легко поддавался распиливанию. Изобретение мраморных черепиц также приписывается наксосцам и относится к 480 г. {136}. Однако, каков бы ни был материал, устройство кровли остается всегда одним и тем же. Широкие черепицы с выемкой для стока воды кладутся на перегородчатую плоскость и покрываются двускатными черепицами. |Рисунок 149, C показывает детали обрешетки из досок, на которой были положены черепицы крыши арсенала в Пирее; B показывает детали обрешетки из брусьев, поддерживавшей мраморные черепицы крыши Эрехфейона. Рисунок 153 воспроизводит мраморные черепицы храма в Рамнунте.
При рассмотрении его ясно видны те предосторожности, которые принимались против обратного затекания воды под действием ветра и проникновения ее внутрь в силу капиллярности.
На коньке крыши стык черепиц прикрывается рядом желобчатых черепиц. Сток воды происходит или по простому желобу, как в Парфеноне, или же через отверстия в настенном желобе, собирающие воду с одного или двух рядов черепиц (рисунок 153).
Крыши конической формы были, вероятно, покрыты черепицей в виде рыбьей чешуи, размеры которой увеличивались по мере увеличения радиуса крыши, как об этом позволяет судить памятник Лисикрата.
Покрытие крышей прямоугольного здания может быть очень разнообразно, но преимущественно практикуются следующие два способа: покрытие на четыре ската и на два ската.
^ Покрытие на четыре ската. – Задавшись одним определенным уклоном крыши, проведем четыре наклонные плоскости через четыре стороны прямоугольника, образованного верхними линиями венчающей части карниза, окаймляющего все здание; эти плоскости, пересекаясь между собой, образуют четыре наклонных ребра, выходящих из углов прямоугольника, и одну горизонтальную прямую, которая представляет собой пересечение двух противоположных скатов крыши, берущих начало от длинных сторон прямоугольника.
Эта наивысшая горизонтальная линия (рис. 26) называется коньком крыши. Таким образом, крыша на прямоугольнике состоит из четырех наклонных плоскостей, из которых две имеют форму трапеции и две другие – форму треугольника. Все эти наклонные плоскости называются скатами, или вальмами, отчего подобная крыша и называется вальмовой или четырехскатной. Понятно, что план такой крыши не зависит от угла наклона плоскостей, и что длина конька всегда равняется разности между длинной и короткой сторонами прямоугольника.
Следовательно, чем короче перекрываемый прямоугольник, тем короче и конек, а при квадратном плане конек превратится в точку; тогда крыша примет вид четырехгранной пирамиды, план же ее будет представлять собой квадрат с двумя диагоналями (рис. 27).
Что касается уклонов крыши, то в римских и греческих зданиях они устраивались различно; греческие крыши имели меньший угол наклона, чем римские. Для построения тех и других применяется следующий графический прием (рис. 28).
Приняв произвольную горизонтальную прямую аЬ за радиус, опишем этим радиусом из точек а и b две дуги, которые пересекутся между собой в точке с. Из этой последней точки, принятой за центр, проведем тем же радиусом дугу adb, где d есть пересечение дуги с вертикальной прямой, проведенной через точку с. Прямая ad определяет направление крыши греческого здания, а угол dab дает угол наклона этой крыши. Для построения уклона римской крыши (рис. 29) из точки о произвольным радиусом oa опишем вниз 1/4 окружности до пересечения с прямой cd, перпендикулярной к ao: из точки с радиусом са опишем вверх дугу до пересечения с продолжением прямой со в точке d. Прямаяad дает направление крыши римских сооружений.
Итак, мы имеем все необходимые данные для того, чтобы показать крышу на вычерченном нами примере колоннады. Однако то же сооружение может быть покрыто другим способом, а именно крышей, имеющей лишь два ската; такая крыша и называется двускатной.
^ Покрытие на два ската. – Две наклонные плоскости, проведенные через верхние линии карнизов на длинных сторонах прямоугольника, пересекутся между собой по горизонтальной прямой, длина которой будет одинакова с длиной соответствующей стороны прямоугольника. Так как уклоны этих плоскостей одинаковы, то линия эта, или конек крыши, будет находиться на одинаковом расстоянии от сторон прямоугольника, и два ската крыши образуют собой два длинных прямоугольника.
Теперь обратимся к фасаду короткой стороны нашего сооружения (рис. 24). Здесь над карнизом прибавился треугольник, две стороны которого наклонны, согласно изложенному выше правилу для римских форм. Треугольник этот никогда не оставляется в виде пустого отверстия, а заполняется кладкой, т. е. образует часть стены, плоскость которой составляет продолжение основной вертикальной плоскости антаблемента. Две наклонные линии, о которых говорилось выше, находятся значительно впереди означенной вертикальной плоскости, поэтому материально эти две линии в таком виде существовать не могут. Они лишь показывают направление крыши, а так как непосредственно под крышей находится всегда карниз с тремя составными частями (венчающая часть, свешивающаяся и поддерживающая), то необходимо, чтобы и здесь был устроен наклонно подобный же карниз. В таком случае возникает вопрос, каким обутом должно быть устроено сопряжение наклонных частей карниза горизонтальными. Сопряжение это должно строго соответствовать нижеизложенному правилу, которое, как мы убедимся при нашем анализе, является единственным правильным решением.
Фронтон. – Треугольник, образуемый горизонтальным и двумя наклонными карнизами, называется фронтоном. Его правильное построение иногда не соблюдается. Но проследим последовательно работу греческого архитектора (рис. 30).
Когда здание подведено под карниз, то по периметру здания предстоит уложить поддерживающую часть карниза; сверх поддерживающей части укладываются свешивающиеся плиты слезниковых камней, и таким образом карниз уже закончен. От этого карниза начинается уклон крыши, и так как крыша двускатная, то на коротких сторонах прямоугольника приходится продолжать стенки в виде треугольников, а непосредственно под наклонными прямыми, обозначающими направление крыши, должны быть уложены наклонно же, но сохраняя свою ширину, камни свешивающейся части, которые, в свою очередь, должны поддерживаться совершенно так же, как и на горизонтальных частях.
Однако греки сумели в значительно большей мере, чем зодчие других народов, переосмыслить архитектурные формы при трактовке их в новом материале. Формы колонн и их пропорции далеки от деревянных прототипов; профилировка карниза и других деталей - свойственная камню, а не дереву.
Древнегреческий храм формировался по подобию местного жилого дома (мегарона) и представлял прямоугольную постройку с двускатной крышей. Главный фасад - торцевой (с узкой стороны здания). Здесь, при входе в здание, устраивали портик - навес, образуемый продолжением крыши с несущей его колоннадой.
В древнейший период храм помещался, подобно мегарону, в глубине участка и поэтому имел явно выраженный передний фасад с портиком. Когда храмы начали строить на открытых площадях, портики устраивали на обоих торцевых фасадах, потому что здание обозревалось со всех сторон. Затем стали сооружать храмы с колоннадой со всех четырех сторон (рис. 78). Это было вызвано необходимостью дать укрытие от солнца и дождя людям, собиравшимся повседневно у храма, который играл роль своего рода общественного центра города; кроме того, колоннада способствовала пластическому обогащению облика здания (рис. 79). Наряду с прямоугольными иногда строились и круглые храмы, форма которых восходит к древнему типу круглого жилища.
Архитекторы, возводившие здания храмов в Древней Греции, зачастую одновременно были и скульпторами. Качества пластичности скульптурности способствовали созданию определенного художественного образа; вместе с тем благодаря им здание в меньшей мере выглядело как сооружение практического назначения. И в этом греки были по-своему правы: храм был не столько утилитарным сооружением, сколько символом, его назначение - прежде всего идеологическое.
В Греции строились различные типы общественных зданий и сооружений: театры, залы собраний, школы (в которых большое внимание уделялось физическому развитию юношества, почему они и назывались гимнасиями), стадионы, склады, мастерские, крепости и др. При планировке общественных зданий исходили из приемов устройства жилища. В Греции сосуществовали два типа жилища: европейский (дом посреди двора) и азиатский (помещения по периметру двора). Соответственно и здание общественного назначения представляло собой либо зал с внутренними колоннами, на которые опиралась крыша, либо помещения и галереи (навесы на столбах), обращенные во внутренний дворик.
Общественные здания, так же как и жилые, строились из сырцового кирпича или на деревянном каркасе, т. е. из недолговечных материалов. Если стена возводилась из камня, то он не отесывался и при этом использовался непрочный глиняный раствор; такая стена была не намного более долговечна, чем сырцовая. Только храмы сооружались из тщательно отесанного крупного камня, поэтому они и сохранились до нашего времени.
Первоочередной задачей греческого строительного искусства было возведение храмов. В основе планировочной структуры храмов лежал жилой дом типа мегарон. Это были простые здания, имевшие продольный прямоугольный план, с внутренним пространством - святилищем (наос) и передней частью (пронаос), ограниченным стенами и колоннами, расположенными или перед одним из фасадов (храм в антах, простиль), или на двух противоположных фасадах (амфипростиль), или окружавшими здание со всех сторон (периптер). Последний тип был наиболее популярен в зрелой архитектуре храмов.
Храм всегда ставился на мощное ступенчатое основание и сверху перекрывался пологой двускатной кровлей. Внутренние помещения храма, которые считались местом пребывания бога, не использовались для собрания верующих, последние собирались только перед храмом. Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным, в среднем из них помещалась большая статуя божества.
Масштаб интерьера был более мелким, чем масштаб фасада, что подчеркивало величину статуи. В глубине больших храмов располагались меньший зал, сокровищница. Кроме большого числа прямоугольных иногда строились круглые храмы, например круглые периптеры.
Храмы обычно были сгруппированы на огороженной территории, куда вели монументальные входные ворота. Комплекс этих зданий постепенно дополнялся все большим количеством скульптур и жертвенных алтарей. Свои храмовые комплексы имели Афины, Олимпия, Дельфы, Приена и все другие города.
К наиболее значительным архитектурным комплексам относится афинский Акрополь, представляющий собой мастерское произведение строительного искусства, которое во время Перикла возводили виднейшие мастера. Акрополь стал композиционным центром города.
Его характерная черта - свободное размещение отдельных сооружений. Посетитель подходил к ним не по центральной оси, а сбоку, и они постепенно разворачивались перед его глазами. Доминантой всего комплекса был дорический Парфенон, размещенный за входными мраморными пропилеями и маленьким храмом богини Ники-Аптерос.
Прямоугольный храм является наиболее распространенной и наиболее известной формой греческой общественной архитектуры. Храм не выполнял ту же функцию, что и современная церковь, так как алтарь стоял под открытым небом на теменосе (участке земли вокруг храма) или священной зоне, часто расположенной непосредственно перед храмом. Храмы служил в качестве места расположения культового образа, а также склада или кладовой для казны, связанной с культом соответствующего бога, а также как место где почитатели этого бога могут принести свои дары, такие, как статуи, шлемы и оружие.
Некоторые греческие храмы, как выяснилось, были построены с учетом астрономических данных. Храм вообще был частью религиозного участка, известного как акрополь. Согласно Аристотелю, «участок должен быть местом, обозримым со всех сторон, что дает хорошую высоту для добродетели и башен над окрестностями». Строились и маленькие круглые храмы - толосы, а также небольшие здания, похожие на храмы, служившие для хранения казны конкретных групп дарителей (благотворителей).
В конце V и IV веков до нашей эры городское планирование стало важным вопросом для греческих строителей при строительстве таких городов, как Пестум и Приене, в которых создали правильную сеть мощеных улиц, а также агоры или центральные рыночные площади, окруженные колоннадой или стоа. Полностью восстановленную стоа Аттала можно увидеть сегодня в Афинах. В городах также были общественные фонтаны, из которых можно было брать воду для домашнего использования. Разработку регулярной городской планировки связывают с именем с Гипподама Милетского, ученика Пифагора.
Общественные здания стали «достойными и приятными глазу строениями», они были расположены так, чтобы быть связанными друг с другом в архитектурном плане. Пропилон или крыльцо формировали вход в храмовые святилища и другие значимые места, лучше всего сохранившимся примером являются Пропилеи на входе в афинский Акрополь. Бувлетерион был большим общественным зданием с гипостильным залом, который служил в качестве зала суда и места встречи городского совета («буле»). Остатки бувлетериона сохранились в Афинах, Олимпии и Милете, в последнем могли располагаться до 1200 человек.
В каждом греческом городе был театр под открытым небом. Он использовался для проведения как общественных собраний, так и драматических спектаклей. Театр обычно располагался на склоне холма за городом, и в нем были ряды многоуровневых сидений, расположенных полукругом вокруг центральной площадки для выступлений или «орхестры». За орхестрой располагалось низкое здание под названием «скена», которое служило кладовой или гардеробной, а также выступало в качестве фона к действию, происходящему в орхестре. Несколько греческих театров сохранились почти нетронутыми, наиболее известный из них расположен в Эпидавре, он был построен по проекту архитектора Поликлета Младшего.
В греческих городах большого размера также располагались палестры или гимнастические залы - социальные центры для граждан мужского пола, которые включали в себя зрительские зоны, ванны, туалеты и клубные номера. Другие здания, связанные со спортом, включают в себя ипподромы для скачек, от которых сохранились только остатки, и стадионы для бега, длина которых составляла 600 футов (ок. 183 м), их примеры существуют в Олимпии, Дельфах, Эпидавре и Эфесе, в то время как стадион Панатинаикос в Афинах, вмещающий 45 тысяч человек, был восстановлен в XIX веке и использовался при проведении Олимпийских игр в 1896, 1906 и 2004 годах.
В центре любого греческого города находилась открытая площадь, агора, где торговали и проводили собрания. В крытой галерее-портике стое на краю агоры размещались магазины, склады и конторы. На примере практически заново отстроенной стои Аттала на афинской агоре (ок. 150 г. до н.э.) мы можем представить себе, как выглядели подобные сооружения.
Как на острове Крит, так и в материковой Греции, начиная уже с III тысячелетия до н. э., дома простых людей строились из сырцового (высушенного на солнце) кирпича, часто на каменном фундаменте. В наиболее крупных жилищах комнаты группировались вокруг мегарона - большого прямоугольного дворика.
В городах дома строились вдоль улиц, наружная стена была глухой, имелся лишь неприметный вход. Стены домов покрывали штукатуркой. Пол был обмазан гипсом или вымощен гипсовыми плитами. . Разделенный на правильные квадраты пол украшали орнаментальные мотивы с изображениями осьминогов и рыб. Во многих комнатах вдоль стен шли скамьи, сделанные из одного с основной постройкой материала и так же оштукатуренные. Для хранения припасов в стенах устраивались довольно глубокие ниши. Ванные комнаты присутствовали только во дворцах. Терракотовые ванны, напоминающие по форме современные, были украшены росписью и вмурованы в своеобразный глиняный постамент.
Наивысшего расцвета греческая архитектура достигла в афинский — классический — период. Простота и ясность форм и планов, рождающая ощущение гармонии и достигшая совершенства в знаменитом Парфеноне. Понятие «классический» подразумевало глубокую цельность архитектурного сооружения, не позволяющую что-либо добавлять или убирать, не разрушив целостности произведения. В этом причина неприятия греками роскоши. Греческие дома выглядели довольно аскетично. Естественная простота их отделки, минимум мебели: все это весьма созвучно современным минималистским интерьерам.
План более позднего греческого дома формировался вокруг внутреннего перистильного дворика, через который освещались все остальные помещения. Он же служил основным местом встреч и трапез. Со всех сторон дворик окружался галереей с колоннами. Стены сперва белили известью, а позже стали расписывать. Они были окрашены темперой, излюбленный цвет — красный. Часто стена имела цокольный пояс белого или желтого цвета высотой около метра Во внутреннем дворике они обычно украшались коврами и вышитыми тканями.
Полы первого этажа оставались глинобитными. Так же, как стены, полы иногда делались расписными, а в самых богатых домах их выкладывали мозаикой. Наиболее распространенный узор - круг, вписанный в квадрат. На втором этаже чаще располагались помещения для женщин. Полы здесь были глинобитными или деревянными.
В дорическом стиле был построен Парфенон и со всех сторон окруж н колоннами. С торцов (с запада и востока) перекрытия поддерживали по восемь колонн, отделанных каннелюрами, с боковых, с северной и южной, сторон — по семнадцать. Сам храм был амфипростильным, то есть имел с торцов по портику с шестью колоннами меньшей высоты. Оба портика были загорожены железными позолоченными решетками. Парадный вход находился в восточном портике, поэтому для того чтобы попасть внутрь, процессия должна была обойти весь храм. Западный портик выполнял функцию заднего входа.
Пройдя портик, процессия попадала в огромный зал (девичий чертог), за которым располагался наос (святилище) со статуей Афины, раздел нный колоннами на несколько частей, а в задней, западной, части храма — опистодом (закрытое помещение), отдел нный от наоса стеной.
Парфенон был самым красивым зданием Акрополя, так как предназначался для хранения главной святыни города — статуи Афины Парфенос (Афины-Девы). Этой строгой геометричности, этой массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер противопоставляет стремление к декоративности, к л гкости форм, плавность линий, сво более женственное вдохновение. Это особенно явственно в ионической капители с е спиралевидными валютами, придающими всей колонне особое изящество и живописность.
Ионический ордер отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей (рис. 2). Он имел прямые колонны и венчался капителью, по форме напоминавшей рога барана (волюты). Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Колонны устанавливались на базах с каннелюрами в количестве двадцати четыр х штук, прич м углубления разделялись срезами – так называемыми площадочками. Архитрав включал три выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз выполнялся сплошным, без ячеек, но иногда украшался рельефом. Зато в карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.
В отличие от дорического ордера он не имел модульонов. Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и украшениях. Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).
Конструкция крыши и кровли
Стропила. – Относительно конструкции крыши мы имеем документ, не оставляющий желать ничего лучшего в смысле точности и полноты: смету на постройку арсенала в Пирее. Здесь описывается до мельчайших подробностей конструкция, воспроизведенная на рисунке 149, A.
Этот памятник относится к IV в., но метод его конструкции, Несомненно, очень древний. Это – тот же метод, который применялся у фригийцев и этрусков.
В описываемой конструкции главную роль играет балка A, поддерживающая посредством брусков тяжесть среднего прогона и крыши B. Она основана на принципе, не имеющем ничего общего с современной конструкцией ферм, в которой стропильная связь испытывает растяжение, вызванное стропильными ногами, а в середине поддерживается бабкой. В греческой системе стропильные ноги не скреплены со связью, которая подвергается не растяжению, а силам прогиба, и таким образом представляет собой не скрепу, а балку.
Все части этой конструкции испытывают силы сжимания (брусок, заменяющий бабку) или прогиба (связь), но никогда не испытывают силы растяжения. Таким образом, она существенно отличается от нашей современной кровельной конструкций. Греческая система, в основном подчиненная функции несущих балок, представляет простую и ясную конструкцию – воспроизведение деревянной конструкции в камне.
Дорийский ордер является приложением этой системы к камню. Его общие массы сводятся к виду, показанному на рисунке 150, S. Его формы (по крайней мере, в целом) объясняются из деревянной конструкции M.
Согласно обычаю, сохранившемуся в Этрурии вплоть до эпохи Витрувия, балка A, перекрывающая пролеты между колоннами, состоит из двух равных брусьев. Чтобы предотвратить самовозгорание дерева, эти брусья необходимо было разъединить и вместе с тем скрепить друг с другом. Первая цель достигалась тем, что между брусьями вставляли распорки, вторая – сжимами, укрепленными с помощью штырей. Таким образом, мы видим здесь буквальное повторение приемов, встречающихся уже в ликийской архитектуре.
На балке A покоятся переводы P такой же толщины в поперечном сечении, как и балка, что объясняется большой глубиной портиков в храмах архаического периода. Брусья P не только представляют собой балки, поддерживающие потолок, но и несут посредством стоек R и тяжесть обрешетки.
Недостатки греческой системы сравнительно с современной вполне очевидны. Поперечное сечение сильно нагруженных в середине их длины переводов Pдолжно было быть огромным.
В конструкции арсенала в Пирее, где центральная галерея портика не превышает 13 – 20 футов в ширину, балки достигают в поперечном сечении от 2 1/4 до 2 1/2 футов, т.е. от 0,67 до 0,75 м. Где же найти при этой системе брусья достаточной толщины, чтобы перекрыть такое здание, как храм в Акраганте, с почти вдвое большим пролетом? Такого рода затруднения в некоторых случаях переходят в невозможность. Так, Страбон сообщает, что храм в Милете так и остался без перекрытия «по причине своей колоссальной величины», т.е. за невозможностью найти для его перекрытия балок подходящих размеров. При покрытии здания двухскатной крышей естественно образуются с двух коротких сторон фронтоны, т.е. треугольники, боковые стороны которых следуют наклону крыши. Коньковая конструкция крыши не является, однако, единственной.
Указание на то, что существовала и четырехскатная крыша, дает план архаической постройки (рисунок 151), известной под названием базилики в Пестуме
Потолки, столярные работы. – В арсенале Пирея система стропил была открытой, т.е. видна изнутри здания. Надписи, касающиеся постройки Эрехфейона, устанавливают, что одна из двух целл храма имела открытую конструкцию крыши, другая была перекрыта горизонтальным потолком.
Этот потолок (рисунок 152) состоял из двух балок, поддерживавших кессоны из деревянных брусьев с заполняющими терракотовыми плитами.
Резные карнизы при этом брались не в толще брусьев, а делались накладными из пришитого гвоздями на углах тонкого багета или представляли собой тонкие доски с профилированными ребрами, вкладывавшиеся поверх мрамора в заготовленные для них четверти.
Эту конструкцию воспроизводят в мраморе потолки целого ряда храмов: Фесейон, храм Аполлона в Фигалии, храм в Рамнунте и др. Интересно сопоставить эти греческие конструкции с этрусскими приемами перекрытия.
Как примеры тонких столярных работ, можно привести створки дверей с большими рамами, воспроизведенные в камне в гробницах Пидны, и хранящиеся в Лувре ложные двери в гробнице Ферона в Акраганте и др.
Кровля. – Крыша покрывалась терракотовой или мраморной черепицей. Применение мрамора заставляет предполагать, что существовали способы обработки его в виде тонких плит. Наждак, изобиловавший в Наксосе, легко поддавался распиливанию. Изобретение мраморных черепиц также приписывается наксосцам и относится к 480 г. {136}. Однако, каков бы ни был материал, устройство кровли остается всегда одним и тем же. Широкие черепицы с выемкой для стока воды кладутся на перегородчатую плоскость и покрываются двускатными черепицами. |Рисунок 149, C показывает детали обрешетки из досок, на которой были положены черепицы крыши арсенала в Пирее; B показывает детали обрешетки из брусьев, поддерживавшей мраморные черепицы крыши Эрехфейона. Рисунок 153 воспроизводит мраморные черепицы храма в Рамнунте.
При рассмотрении его ясно видны те предосторожности, которые принимались против обратного затекания воды под действием ветра и проникновения ее внутрь в силу капиллярности.
На коньке крыши стык черепиц прикрывается рядом желобчатых черепиц. Сток воды происходит или по простому желобу, как в Парфеноне, или же через отверстия в настенном желобе, собирающие воду с одного или двух рядов черепиц (рисунок 153).
Крыши конической формы были, вероятно, покрыты черепицей в виде рыбьей чешуи, размеры которой увеличивались по мере увеличения радиуса крыши, как об этом позволяет судить памятник Лисикрата.
Покрытие крышей прямоугольного здания может быть очень разнообразно, но преимущественно практикуются следующие два способа: покрытие на четыре ската и на два ската.
^ Покрытие на четыре ската. – Задавшись одним определенным уклоном крыши, проведем четыре наклонные плоскости через четыре стороны прямоугольника, образованного верхними линиями венчающей части карниза, окаймляющего все здание; эти плоскости, пересекаясь между собой, образуют четыре наклонных ребра, выходящих из углов прямоугольника, и одну горизонтальную прямую, которая представляет собой пересечение двух противоположных скатов крыши, берущих начало от длинных сторон прямоугольника.
Эта наивысшая горизонтальная линия (рис. 26) называется коньком крыши. Таким образом, крыша на прямоугольнике состоит из четырех наклонных плоскостей, из которых две имеют форму трапеции и две другие – форму треугольника. Все эти наклонные плоскости называются скатами, или вальмами, отчего подобная крыша и называется вальмовой или четырехскатной. Понятно, что план такой крыши не зависит от угла наклона плоскостей, и что длина конька всегда равняется разности между длинной и короткой сторонами прямоугольника.
Следовательно, чем короче перекрываемый прямоугольник, тем короче и конек, а при квадратном плане конек превратится в точку; тогда крыша примет вид четырехгранной пирамиды, план же ее будет представлять собой квадрат с двумя диагоналями (рис. 27).
Что касается уклонов крыши, то в римских и греческих зданиях они устраивались различно; греческие крыши имели меньший угол наклона, чем римские. Для построения тех и других применяется следующий графический прием (рис. 28).
Приняв произвольную горизонтальную прямую аЬ за радиус, опишем этим радиусом из точек а и b две дуги, которые пересекутся между собой в точке с. Из этой последней точки, принятой за центр, проведем тем же радиусом дугу adb, где d есть пересечение дуги с вертикальной прямой, проведенной через точку с. Прямая ad определяет направление крыши греческого здания, а угол dab дает угол наклона этой крыши. Для построения уклона римской крыши (рис. 29) из точки о произвольным радиусом oa опишем вниз 1/4 окружности до пересечения с прямой cd, перпендикулярной к ao: из точки с радиусом са опишем вверх дугу до пересечения с продолжением прямой со в точке d. Прямаяad дает направление крыши римских сооружений.
Итак, мы имеем все необходимые данные для того, чтобы показать крышу на вычерченном нами примере колоннады. Однако то же сооружение может быть покрыто другим способом, а именно крышей, имеющей лишь два ската; такая крыша и называется двускатной.
^ Покрытие на два ската. – Две наклонные плоскости, проведенные через верхние линии карнизов на длинных сторонах прямоугольника, пересекутся между собой по горизонтальной прямой, длина которой будет одинакова с длиной соответствующей стороны прямоугольника. Так как уклоны этих плоскостей одинаковы, то линия эта, или конек крыши, будет находиться на одинаковом расстоянии от сторон прямоугольника, и два ската крыши образуют собой два длинных прямоугольника.
Теперь обратимся к фасаду короткой стороны нашего сооружения (рис. 24). Здесь над карнизом прибавился треугольник, две стороны которого наклонны, согласно изложенному выше правилу для римских форм. Треугольник этот никогда не оставляется в виде пустого отверстия, а заполняется кладкой, т. е. образует часть стены, плоскость которой составляет продолжение основной вертикальной плоскости антаблемента. Две наклонные линии, о которых говорилось выше, находятся значительно впереди означенной вертикальной плоскости, поэтому материально эти две линии в таком виде существовать не могут. Они лишь показывают направление крыши, а так как непосредственно под крышей находится всегда карниз с тремя составными частями (венчающая часть, свешивающаяся и поддерживающая), то необходимо, чтобы и здесь был устроен наклонно подобный же карниз. В таком случае возникает вопрос, каким обутом должно быть устроено сопряжение наклонных частей карниза горизонтальными. Сопряжение это должно строго соответствовать нижеизложенному правилу, которое, как мы убедимся при нашем анализе, является единственным правильным решением.
Фронтон. – Треугольник, образуемый горизонтальным и двумя наклонными карнизами, называется фронтоном. Его правильное построение иногда не соблюдается. Но проследим последовательно работу греческого архитектора (рис. 30).
Когда здание подведено под карниз, то по периметру здания предстоит уложить поддерживающую часть карниза; сверх поддерживающей части укладываются свешивающиеся плиты слезниковых камней, и таким образом карниз уже закончен. От этого карниза начинается уклон крыши, и так как крыша двускатная, то на коротких сторонах прямоугольника приходится продолжать стенки в виде треугольников, а непосредственно под наклонными прямыми, обозначающими направление крыши, должны быть уложены наклонно же, но сохраняя свою ширину, камни свешивающейся части, которые, в свою очередь, должны поддерживаться совершенно так же, как и на горизонтальных частях.
Таким образом, приняв, что карниз состоит не из трех, а из двух частей, мы легко можем получить фронтон, где сопряжение наклонных частей с горизонтальными чрезвычайно просто; лицевые поверхности горизонтального слезника и двух наклонных лежат в одной и той же вертикальной плоскости. Вертикальный треугольник, заключенный между горизонтальным слезником и двумя наклонными поддерживающими частями, называется тимпаном фронтона. Обычно он заполняется соответствующими назначению здания скульптурными украшениям.
Остается еще неразменным вопрос о расположении венчающей части карниза. Так в греческой архитектуре венчающую часть карниза составлял желоб, т. е. загиб края крыши, то, представив себе на данном фасаде загибы всех краев крыши, мы увидим, что по длинной стороне здания этот загиб примет горизонтальное направление, а на коротких сторонах он направится наклонно сверх слезниковых плит. Понятно, что на фронтонных частях этот загиб крыши не может быть горизонтальным. Поэтому при построении фронтонов для достижения грамотности расположения частей необходимо поступать с этими частями согласно греческому оригиналу.
Остается еще неразменным вопрос о расположении венчающей части карниза. Так в греческой архитектуре венчающую часть карниза составлял желоб, т. е. загиб края крыши, то, представив себе на данном фасаде загибы всех краев крыши, мы увидим, что по длинной стороне здания этот загиб примет горизонтальное направление, а на коротких сторонах он направится наклонно сверх слезниковых плит. Понятно, что на фронтонных частях этот загиб крыши не может быть горизонтальным. Поэтому при построении фронтонов для достижения грамотности расположения частей необходимо поступать с этими частями согласно греческому оригиналу.
Если карниз уже начерчен состоящим из трех частей (рис. 31), то в том месте, где мы предполагаем строить фронтон, необходимо прежде всего уничтожить на чертеже венчающую часть (желоб по горизонтальному направлению) и направить эту часть только по наклонам крыши; затем, восстановив где-либо к этим наклонным линиям вспомогательный перпендикуляр, можно отложить на нем ширины слезника и поддерживающей части (2 и 1), провести наклонные линии, параллельные прежним, чтобы получить всюду одинаковые ширины двух нижних частей карниза.
Фронтоны Казанского собора, построенного знаменитым зодчим Воронихиным, сделаны иначе; в них все части карниза содержатся как в горизонтальных, так и в наклонных частях фронтона, вследствие чего в углах получились пересечения венчающих частей. То же сделано Воронихиным на фасаде Горного института.
Рассмотрим еще некоторые подробности в устройстве фронтонов. Представим себе вычерченный в массах фронтон (рис. 31) и вообразим, что этот фронтон разрезан вертикально плоскостью Р,перпендикулярной плоскости чертежа.
Изображение, которое получится в этой плоскости, называется разрезом, но так как вид этого разреза на фасаде представляет собой одну вертикальную линию, то для рассмотрения полученного разреза необходимо повернуть эту плоскость, совместив ее с плоскостью чертежа. Тогда разрез представится так, как изображено на правой стороне чертежа.
В данном случае полезно проследить, сравнивая левую и правую стороны чертежа, все части фронтона, попавшие в разрез и виднеюшиеся за плоскостью разреза. Понятно, что плоскость фриза и тимпана а в разрезе изобразилась одной вертикальной прямой обозначенной той же буквой; плоскость слезника bпредставилась вертикальной прямой;
наклонная прямая mп на разрезе представляется вертикальной. Разрез имеет важное значение потому, что на нем можно видеть такие части и такие размеры, о которых нельзя судить, рассматривая лишь фасад.
Так, например, по разрезу мы видим, что горизонтальный слезник, сильно выступая от плоскости тимпана, образует собой как бы полку, на верхней горизонтальной плоскости которой может застаиваться дождевая вода и залеживаться снег. Удаление воды и такое устройство, чтобы снег сползал при первой оттепели, всегда составляет заботу зодчего; поэтому следует избегать горизонтальных плоскостей, подобных только что упомянутой, и принимать меры, чтобы заменить горизонтальную плоскость означенного слезника наклонной. Это устройство для наглядности показано на особом рисунке (рис, 32). Заменив горизонтальную плоскость верхней части слезника наклонной kl, мы увидим эту плоскость на фасаде. в. виде узкой полосы, а линия пересечения этой плоскости с тимпаном будет pq . Наклонная поддерживающая часть пересечется с этой плоскостью по прямой, одна точка которой уже известна – р, другая же хорошо видна на разрезе это точка х на линии к1.
На фасаде эта линия представляется прямой рх, и, таким образом, соединяя точки х и р, мы получим линию пересечения наклонной поддерживающей части с наклонным же покрытием горизонтального слезника.
При вычерчивании фронтонов в малых масштабах указанную подробность можно не показывать, но в чертежах большого масштаба, а тем более в натуре этот уклон верхней части слезника всегда необходимо соблюдать.
При изучении деталей придется еще добавить некоторые сведения, относящиеся к построению фронтонов, но при рассмотрении форм в массах эти подробности не имеют значения.
Фронтоны Казанского собора, построенного знаменитым зодчим Воронихиным, сделаны иначе; в них все части карниза содержатся как в горизонтальных, так и в наклонных частях фронтона, вследствие чего в углах получились пересечения венчающих частей. То же сделано Воронихиным на фасаде Горного института.
Рассмотрим еще некоторые подробности в устройстве фронтонов. Представим себе вычерченный в массах фронтон (рис. 31) и вообразим, что этот фронтон разрезан вертикально плоскостью Р,перпендикулярной плоскости чертежа.
Изображение, которое получится в этой плоскости, называется разрезом, но так как вид этого разреза на фасаде представляет собой одну вертикальную линию, то для рассмотрения полученного разреза необходимо повернуть эту плоскость, совместив ее с плоскостью чертежа. Тогда разрез представится так, как изображено на правой стороне чертежа.
В данном случае полезно проследить, сравнивая левую и правую стороны чертежа, все части фронтона, попавшие в разрез и виднеюшиеся за плоскостью разреза. Понятно, что плоскость фриза и тимпана а в разрезе изобразилась одной вертикальной прямой обозначенной той же буквой; плоскость слезника bпредставилась вертикальной прямой;
наклонная прямая mп на разрезе представляется вертикальной. Разрез имеет важное значение потому, что на нем можно видеть такие части и такие размеры, о которых нельзя судить, рассматривая лишь фасад.
Так, например, по разрезу мы видим, что горизонтальный слезник, сильно выступая от плоскости тимпана, образует собой как бы полку, на верхней горизонтальной плоскости которой может застаиваться дождевая вода и залеживаться снег. Удаление воды и такое устройство, чтобы снег сползал при первой оттепели, всегда составляет заботу зодчего; поэтому следует избегать горизонтальных плоскостей, подобных только что упомянутой, и принимать меры, чтобы заменить горизонтальную плоскость означенного слезника наклонной. Это устройство для наглядности показано на особом рисунке (рис, 32). Заменив горизонтальную плоскость верхней части слезника наклонной kl, мы увидим эту плоскость на фасаде. в. виде узкой полосы, а линия пересечения этой плоскости с тимпаном будет pq . Наклонная поддерживающая часть пересечется с этой плоскостью по прямой, одна точка которой уже известна – р, другая же хорошо видна на разрезе это точка х на линии к1.
На фасаде эта линия представляется прямой рх, и, таким образом, соединяя точки х и р, мы получим линию пересечения наклонной поддерживающей части с наклонным же покрытием горизонтального слезника.
При вычерчивании фронтонов в малых масштабах указанную подробность можно не показывать, но в чертежах большого масштаба, а тем более в натуре этот уклон верхней части слезника всегда необходимо соблюдать.
При изучении деталей придется еще добавить некоторые сведения, относящиеся к построению фронтонов, но при рассмотрении форм в массах эти подробности не имеют значения.
Картинки не отображаются от слова совсем
ОтветитьУдалить