000666

четверг, 28 июля 2016 г.

Как делали крыши из березовой бересты – описание древних технологий. Применение бересты, как уникального кровельного материала. Фото и схемы берестяных кровель

Каждый из нас, наверное, хоть раз в жизни слышал о вещах из берёсты. Достаточно вспомнить старичка-боровичка из детских мультиков. Что у него на ногах? Лапти. Лапти - одно из многих изделий, которые делаются из берёсты. Такие вещи ассоциируются у нас со средневековьем, и верно, изделия из берёсты имели огромное значение для жителей Древней Руси. Но всё по порядку…

Берёста - это верхний слой берёзовой коры. Этот природный материал, можно сказать, «добывается» в лесу. Но это не значит, что стоит браться за нож и прямо сейчас бежать в лес. Время среза берёсты определяется циклом роста дерева, а конкретно - напрямую связано с током берёзового сока.

В конце весны, когда начинается рост различной зелени, набухают почки, движение сока в растениях резко увеличивается.


Это, соответственно, и есть срок «добычи» бересты: обычно это конец мая - середина июня.

Берёста использовалась людьми с незапамятных времен, причем не только на Руси, но и индейцами Северной Америки. Это обусловлено уникальными природными свойствами материала. Берёста эластична, водонепроницаема, практически не подвержена гниению и экологически чиста.

 


Список изделий из берёсты обширен. Самые известные и сохранившиеся до наших дней - это, конечно, различная посуда и утварь.

Из берёсты плетут корзинки, короба, в которые можно собирать грибы и ягоды, делают различные туеса, черпаки. В туесах можно хранить как сухие продукты (крупы), так и жидкие. Существует даже поверье, что в берёстовых туесах дольше хранится молоко. Ещё одно, уже упоминавшееся ранее изделие - лапти. Обувь из берёсты стали изготовлять, прежде всего, из-за водонепроницаемости, а также из-за большей доступности и дешевизны материала по сравнению с кожей. Конечно, по лужам в лаптях не попрыгаешь, но пройтись по росе, чтобы ноги остались сухими, вполне возможно.
 


В наше время изделия из берёсты в большинстве случаев утратили былое практическое применение. Сейчас по назначению используются, пожалуй, только корзины. Остальные поделки служат, в основном, в декоративных целях, в качестве украшений, и, нередко, довольно дорогих.

В Норвегии климат тёплый, влажный и туманный, обусловленный близостью Гольфстрима, и с нашим, московским, он имеет очень мало общего. А классическая норвежская кровля состоит из нескольких слоёв бересты, собранной в определённый период (сразу после окончания сокодвижения) и только от качественных деревьев возрастом не более 40 лет

Зеленая кровля известна еще с каменного века. Строения древности: юрты, хаты и землянки на территории Скандинавских стран и Сибири покрывали одним способом: на настил из тесаных бревен или жердей укладывали не менее шести слоев бересты . Бересту ориентировали наружным слоем вниз, а сверху укладывали дерн. Толща дерна травяной крыши около 8 см. Размер дернин – примерно по 30 см. Чтобы защитить бересту от гуминовых кислот из почвы, первый слой дернин клали травой вниз. И сегодня зеленая кровля не редкость в Норвегии. Зеленая кровля великолепно удерживает тепло и защищает дом от перегрева. Толща грунта на крыше нивелирует суточные перепады температуры, предохраняет кровлю от ультрафиолетовых лучей и, таким образом, увеличивается срок службы материалов кровли.

 

Под зеленой кровлей Вы избавлены от шума дождя и пролетающих самолетов. Зеленая кровля является пожаробезопасной, а также позволяет снизить до 50% объем осадков, стекающий с крыши.

Каково же устройство современной зеленой кровли: для устройства зеленой инверсионной кровли используется специальная мембрана с пупырышками-углублениями. Она отводит избыток влаги по скату вниз, и удерживает с помощью углублений небольшое количество влаги, необходимое для растений. Также дренажная мембрана служит барьером для корневой системы растений и защищает кровлю от прорастания.



Под такую кровлю требуется установка стропил 50х200 мм с шагом не более 350 мм, т.к. расчетный вес кровли с грунтом без ирригации и обслуживания находится в диапазоне от 60 до 150 кг на м2 (+ до 180 кг нормативная снеговая нагрузка).



Если кровля имеет угол более 20 град, то необходимо установить поперечные упоры во избежание соскальзывания почвы. Для этой цели подойдут антисептированная доска, полосы экструдированного пенопласта, пластиковые Т-образные профиля и т.д. Поперечные полосы монтируются с шагом 60 см. Для улучшения дренажа на краях зеленой кровли устраивают дренажный гравийный промежуток 30 см ширины. Идеальным уклон зеленой кровли 1:12 (5 град). Обычно угол зеленой кровли до 45 градусов, но уже при угле более 40 градусов требуется использование жестко закрепленной георешетки,

Обычная садовая земля для скатной зеленой кровли не подходит. Она плохо дренируется, тяжелая и недостаточно питательна для нормального роста травы. Оптимальный субстрат - это смесь из 60-70% кирпичной крошки средних размеров, перлита, керамзита или вермикулита и 40-30% нормального компоста. Для посева растений рекомендуется толщина субстрата не менее 80 мм, а под рулонный газон достаточно и 40 мм.



В качестве растительного слоя в зеленой кровле обычно выбирают четыре типа растений:

1. Седумы;

2. Мхи;

3. Полевые цветы;

4. Газонная трава и рулонные.

Зеленая кровля крайне неприхотлива. В первый год мы регулярно поливаем ее, особенной в засушливое время. В последующие годы поливать можно только в сухое время года. Необходимо периодически очищать гравийный дренажный манжет и водостоки. При возникновении «лысых» участков нужно подсеять семена


Года четыре назад, приехал ко мне друг детства. по профессии он филолог, приехал из далека и пользуясь случаем уговорил он меня свозить его в село Дано, что находится на границе с Китаем. Село это старое ему больше 400 лет и проживают там старообрядцы, сохранилась там и церковь (старообрядческая), считающаяся самой старой в дальневосточном регионе.

Вот благодаря этому факту, для сбора фольклора мы туда приехали, так как у меня дел там не было я вместе с ним ходил по селу ну и слушал, что он там выспрашивал у людей. но дело собственно не в этом, зашли мы в один дом, Володя так зовут моего друга с хозяевами (стариками) в доме, а я с более молодым мужчиной сижу в сенях, так болтаем за жизнь. и тут мой взгляд упирается в потолок, потолок это является обратной стороной крыши, без привычного нам горизонтального потолка. и что же я вижу, через жерди видно бересту, которая наподобие черепицы застилает всю крышу. Сцеплена она хитрым образом, наподобие английской S, только горизонтально. конечно я расспросил хозяев как это делается, на что они мне ответили, что не знают и что так было всегда, когда построен дом они точно сказать не могут, но что дому больше 150 лет это точно. вот на картинке я как смог изобразил плетение.



Сам факт того что кровля из бересты простояла больше 150 лет меня поразил, думаю что не все железо или шифер столько простоят. может кто еще видел такую кровлю или знает как это делается? Я пробовал что то подобное изобразить, но береста подламывается на сгибе, наверное её надо как то предварительно обрабатывать.

Из берёсты гнали дёготь, который использовался не только для смазки тележных осей и кожаной обуви, но и как лекарство для человека и домашних животных.

Раньше ведь не знали, что такое рубероид, вот и применяли берёсту для кровли. Я, например, когда жил на Печоре, то сделал себе погреб, выкопав огромную яму, а перед тем, как засыпать её, покрыл листами берёсты для того, чтобы дождевая вода не проникала в погреб. Вероятно, ни один синтетический материал не заменит эту кровлю. Эвенки испокон веков покрывали свои чумы листами берёсты, применяли её в качестве подстилки на постели. Да много ещё чего полезного можно извлечь их применения этого природного материала. Это производство даже называли «берёстовое дело».



Позволю себе привести длинную цитату из книги «Сельскому учителю о художественных народных ремёслах Сибири и Дальнего Востока» (М., «Просвещение», 1983).

«Пожалуй, самым распространённым материалом в быту у хантов и манси является берёста. Они искусно выделывают и сегодня самую разнообразную посуду для своих повседневных нужд и для продажи, изготовляют покрышки для летних жилищ — тиски, ночные колыбели (в отличие от дневных — из дерева).

Берёсту ханты и манси снимают с дерева три раза в году, в период наиболее интенсивного движения соков: весной по насту, в июле, когда цветёт шиповник, и осенью, когда опадает лист. Вначале делают вертикальный надрез, до луба. Затем — два горизонтальных, определяющих размер снимаемой части коры. Отдирают руками справа налево. Соскабливают самый белый шероховатый верхний слой.



Прежде чем из берёсты что-либо делать, её необходимо проварить. Для этого отдельные куски берёсты свёртывают в трубки, ставят вертикально в котёл, заливают поверх водой, плотно укрывают мхом и варят в течение 10-12 часов. Берёста становится эластичной, годной для последующего употребления. Иногда берёсту так же проваривают в рыбьем жиру, и тогда она становится особенно прочной, не пропускает влагу и не делается хрупкой на морозе. Берёсту в изделиях сшивают сухожильными нитками из жил оленя, лося, а иногда и волосяными нитками из конских волос…

В хозяйстве народов Приамурья берёста использовалась чрезвычайно широко. Охотники и рыбаки покрывали ею шалаши в летнее время, её употребляли на подстилки для спанья в шалашах, из берёсты делали колыбели, лодки, веера, всевозможные предметы домашнего обихода, трафареты узоров для рукоделия и т.п.



В конце мая, июне, июле мужчины, вооружившись специальными длинными (до 30-40 см) ножами с рукоятями длиной 80-100 см, отправлялись в тайгу за берёстой. Они отыскивали толстые берёзы с ровным, без изъянов берестяным покровом. На дереве делали длинный, до 1-1,5 м, вертикальный разрез, внизу и вверху его — два горизонтальных, кольцевых. Некоторые снимали берёсту «винтом», делая спиралевидные разрезы на коре.

Заготовленную кору для придания ей эластичности варили: её свёртывали в толстые рулоны, перевязывали их и ставили в большие котлы, подвешенные над кострами на улице. В воду иногда добавляли костяки различных рыб, так что при варке получалось нечто вроде слабого рыбного бульона. Удэгейцы между слоями берёсты прокладывали листья папоротника, а сам рулон заворачивали в кедровую кору. Процесс варки продолжался 3-5 часов. Если рулон был очень высок, сильно выступал из воды, его после варки переворачивали другим концом вниз и варку продолжали. Обработанная таким образом берёста становилась мягкой и эластичной, как кожа, её можно было сшивать крапивными нитками. 


Из такой берёсты изготовляли тиски — полотнища, которыми накрывали шалаши, укрывали от дождя поклажу в лодках, подстилали их в шалашах; берёсту сшивали в несколько слоёв по длине, делая полотнища в 3-4 м, их окаймляли берестяными каймами, чтобы края не рвались. Рыбаки и охотники в летнее время возили эти полотнища, свёрнутые в рулоны, с собой, они были нужны постоянно.

Для изготовления сумочек, мешков, вёдер, коробок, шляп, корзинок берёсту чаще всего не варили, но осторожно нагревали над огнём, отчего она размягчалась и становилась гибкой, а также расслаивалась на тонкие пласты, что было необходимо для орнаментации изделий».



Надо ли говорить, что и сегодня в тайге не обойтись без берёсты. Пироги и берестянки делают едва ли, но мелкие коробочки пользуются успехом у таёжного люда и до сего времени. Правда, в большинстве эти изделия идут на сувениры. Кое-что можно сделать и самому. Не надо только для этого валить огромную берёзу. Берёсту можно добыть на лесосеках, которые в действии, по-моему, круглый год.

Как же изготовить из берёсты туесок? Довольно просто, но только для того, кто имеет хоть какие-то навыки в работе с древесиной. Но попытка, как говорят, не пытка…

Отрезок берёзового бревёшка надо брать в начале или середине июня. В это время кора, как говорят, у берёзы сама падает.

Бесхитростно и правдиво общее конструктивное решение крестьянского дома — мощная и надежная бревенчатая стена; крупные, основательные врубки по углам; небольшие, украшенные наличниками и ставнями окна; широкая крыша с затейливым коньком и резными причелинами, а еще крыльцо да балкон — вот, казалось бы, и все. Столетиями вычленалась, выкристаллизовывалась эта упорядоченная простота, эта единственно возможная структура, надежная и покоряющая аскетической чистотой линий и форм, гармоничных и близких окружающей природе.



В русском народном жилище функционально-практические и художественные вопросы были теснейшим образом взаимосвязаны, одно дополняло и вытекало из другого.

Слияние “пользы” и “красоты” в старинном крестьянском доме, неразрывность конструктивных и архитектурно-художественных решений с особой силой проявилось в организации завершения избы. Кстати, именно в завершении дома народные мастера видели главную и основную красоту всей постройки. Конструкции и декоративное оформление крыши крестьянского дома и сегодня поражают единством практических и эстетических аспектов.



Удивительно проста, логична и художественно выразительна конструкция тес называемой безгвоздевой самцовой кровли — одной из самых древних (рис. 87). Опорой ей служили бревенчатые фронтоны торцевых стен дома — “залоб-ники”. После верхнего, “охлупного” венца сруба избы, выше его бревна главного и заднего фасадов постепенно укорачивались, поднимаясь до самого верху — до конька. Назывались эти бревна “самцами”, поскольку стояли как бы “сами по себе”. В образованные таким способом треугольники противоположных фронтонов дома врубали длинные бревенчатые “слеги”, служившие основанием кровли — “решетиной”. Вершины фронтонов соединялись главной, “князевой” слегой, представляющей собой завершение всей конструкций двускатной крыши.

К нижним слегам крепились естественные крюки — “курицы” — выкорчеванные с корнем и обтесанные стволы молодых елей. “Курицами” они назывались потому, что мастер придавал их естественным отогнутым концам форму птичьих голов. Курицы, в свою очередь, поддерживали специальные желоба для отвода воды — “потоки” или “водотечники“— выдолбленные по всей длине бревна. А уже в них, в эти желоба — “потоки” упирались нижними концами тесовые доски кровли, которые и укладывались по слегам-обрешетинам.



Обычно кровля была двойная, с прокладкой из бересты — “скалы”, хорошо предохранявшей от проникновения влаги. Встречались и разновидности этого типа кровли: “на драницах, скалами, тесом в зубец”, как писалось в старинных порядных. Здесь тес — нижний слой — плотно скрепляли “в зубец”, затем шла прослойка из бересты, а сверху — дранка — колотые дощечки около двух метров длиною, прижатые к скатам крыши нетолстыми бревнами-“гнетами”.

В коньке крыши на верхние концы кровельных тесин “нахлобучивали” “шелом” — массивное корытообразное бревно, конец которого выходил на главный фасад, венчая собою всю постройку. Это тяжелое бревно, именовавшееся еще “охлуп-нем” (от древнего названия кровли — “охлоп”), придавливало, зажимало тесины, удерживая их от сноса ветром. Передний, комлевый конец охлупня оформляли обычно в виде головы коня или — реже — птицы. В самых северных районах шелому иногда придавали форму головы оленя, зачастую размещая на ней подлинные оленьи рога. Благодаря своей развитой пластике эти скульптурные изображения хорошо “читались” на фоне неба и были видны издалека.



Такая обработка завершения жилища, видимо, имела для сельских жителей глубокое символическое значение и была связана с бытовавшим в древности языческим культом коня, а на Севере — и оленя. Изображения коней часто присутствовали и во внешнем убранстве изб, на фасадах — в частности, головами коней нередко оформлялись подвески в местах их соприкосновения с причелинами, — и в интерьере жилища, в росписях шкафов и перегородок, в оформлении припечных досок. Кони изображались также и на вышитых полотенцах, и на досках прялок, и на целом ряде других предметов домашнего обихода. Впоследствии символическое значение этих изображений было утрачено, однако традиция украшать верхнюю оконечность крыши резной головой коня не только сохранилась, но и дала даже название этому элементу старинного крестьянского дома — “конек”.

Для поддержания широкого свеса крыши со стороны главного фасада избы использовался интересный и остроумный конструктивный прием — последовательное удлинение выходящих за пределы сруба концов бревен верхних венцов. При этом получались мощные кронштейны, на которые и опиралась передняя часть кровли. Выдаваясь далеко вперед от бревенчатой стены дома, такая крыша надежно защищала венцы сруба от дождя и снега. Кронштейны, поддерживающие крышу, назывались “выпусками”, “помочами” или “повалами”.



Обычно на таких же кронштейнахвыпусках устраивалось крыльцо, настилались обходные галереи“гульбища”, оборудовались, бал коны. Мощные бревенчатые выпуски, оформлявшиеся лаконичной резьбой, обогащали строгий внешний облик крестьянского дома, придавая ему еще большую монументальность.

Наибольшее развитие и распространение этот древний — “самцовый” тип кровли получил в северных районах России, где было вполне достаточно добротного строевого леса. Основные структурно значимые и важные в композиционном отношении узлы самцовой кровли и всего традиционного крестьянского дома вполне сознательно подчеркивались народными мастерами-строителями, их практическая роль в общей архитектурно-художественной системе жилища выявлялась с помощью определенных способов и приемов декоративной обработки — скульптурного оформления конструктивных элементов, резного убранства архитектурных деталей.

В новом, более позднем типе русского крестьянского жилища, получившем распространение, в основном, в районах средней полосы, крыша имела уже покрытие на стропилах, бревенчатый же фронтон с самцами заменило дощатое заполнение. При таком решении резкий переход от пластически насыщенной грубофактурной поверхности бревенчатого сруба к плоскому и гладкому дощатому фронтону, будучи тектонически вполне оправданным, тем не менее выглядел композиционно невыразительным, и мастера-плотники стали прикрывать его довольно широкой “лобовой” доской, богато украшенной насыщенным резным орнаментом. Впоследствии из этой доски развился фриз, шедший вокруг всего здания. Следует отметить, однако, что и в этом типе крестьянского дома достаточно долго сохранялись еще некоторые детали ранних сооружений — кронштейны-выпуски, украшавшиеся несложной резьбой, и резные причелины с “полотенцами”. Это и определило, в основном, повторение традиционной схемы распределения резного декоративного убранства на главном фасаде избы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий