000666

Skan. Как самостоятельно изготовить ювелирные изделия в технике филигрань или скань в домашних условиях из различных металлов. Техника плетения, набора и пайки филиграни и изготовление специальных припоев

Сегодня мы поговорим о том, как самостоятельно изготовить ювелирные изделия в технике филигрань или скань в домашних условиях из различных металлов. Также рассмотрим, какая бывает техника плетения, набора и пайки филиграни и изготовление специальных припоев для нее

Скань или филигрань делают из чистых или высокопробных материалов. Для этого лучше всего подходят благородные металлы - золото и серебро. Золото из-за полного отсутствия примесей, настолько мягкий металл, что легко вытягивается в очень тонкую проволочную нить. Из одного грамма золота может получиться нить длиной в 2500 метров.

Чисто золотая скань или скань серебряная – это очень дорогие, не всем доступные вещи. Поэтому для удешевления сканых изделий применяется следующий прием. Вместо золотой нити используют мягкую красномедную проволочную нить, которую затем серебрят или покрывают позолотой.

 


Производство нитей заключается в следующем: через отверстия в стальной пластине, которые постепенно уменьшаются по диаметру, щипцами протягивают проволоку. Из-за того, что отверстия постоянно сужаются, нить становится все тоньше и тоньше. Чтобы не порвать нить, мастер периодически вынужден ее отжигать. Для более легкого проникновения в отверстия, мастеру также приходится кончик нити смазывать маслом и натирать воском.

Чередование гладких и круглых нитей, использование нитей разной толщины - позволяет вносить разнообразие в узоры, а также четко выделять основной рисунок.

Производство и техника скани

Техника скани - это совокупность различных приемов. В зависимости от выбранного способа производства, выделяют основные виды:

· напайная скань. Узор из проволоки напаивается непосредственно на металлическую основу;

· ажурная скань. Другими словами – это металлическое кружево, т.е. элементы из металлических нитей спаиваются только между собой, но не прикрепляются к листовой основе;

 

· объемная скань. Чаще всего так изготавливаются фигурки. Каждая отдельная часть изделия изготавливается техникой скани, затем все составные части соединяются между собой,и получается законченное изделие.

Процесс производства скани состоит из следующих этапов

· Сначала проволоку сортируют по толщине;

· Если необходимо оставляют гладкой либо скручивают;

· Наличие эскиза изделия в натуральную величину – обязательное условие работы.

· Каждый сканый узор из проволоки выполняется подетально. Детали выгибаются по эскизу. Мелкие детали выгибают инструментами, а крупные можно выгибать пальцами.

 


· Ажурные узоры сначала необходимо наклеить на эскиз и только потом паять между собой. Накладные (напайные) напаиваются непосредственно на листовую металлическую пластину;



· Для потемнения металла - изделие опускается в серный раствор;

· Полировка готового изделия.

При изготовлении сканых изделий любого вида не потребуется многочисленных инструментов и сложного оборудования. Металлической основой чаще всего служат однородные материалы блестящего цвета.

Материалы для производства изделий из скани

В производстве правило используют цветные металлы — алюминий, медь, олово, цинк. Цинк и олово необходимы для получения припоев и сплавов, а золото, серебро и хром — для придания изделию эстетической красоты, защиты их от истирания и коррозии. Золотая скань и серебряная производится гораздо реже скани из цветных металлов.

Основным материалом является медь. Применяется в изделиях с очень сложным узором, т.к.обладает пластичностью и высокой вязкостью. Медь легко серебрится и золотится. Кроме того, на меди хорошо держится эмаль, не отскакивает и не трескается.

Алюминий используется для изготовления сувениров, макетов, нагрудных знаков и др. Очень пластинчатый, хорошо полируется и устойчив к коррозии.

 


Филигрань паяется филигранным припоем. Особенно это касается серебра 925, 960 пробы. Смысл ФИЛИГРАННЫЙ ПРИПОЙ в том, что в нём на должно быть цинка. Филигранное изделие , при монтировке, подлежат частому нагреву, до температуры плавления припоя. И если в припое будет присутствовать цинк, он при последующих нагревах, разъедает основу. Изделие, особенно серебрянные, безвозвратно портятся. На них появляются раковины.

А в советских жёлтых монетах присутствует медь и цинк. (Они изготовлены из латуни). Так вот филигранный припой нельзя делать из советских жёлтых монет. Его надо делать из чистого серебра и чистой меди. Но при применении чистой меди в качестве лигатуры, она часто окисляется. Припой получается густой. Плохо бежит. Встречаются посеребрённые провода.

Посеребрённые оплётки высокочастотных фидеров. (РК-75). Я приобрёл сотню метров такой оплётки. Проверил. В нём 12,7 % серебра и чистая безкислородная медь. И припой, и ювелирные сплавы я делаю с этой оплёткой, вместо меди. Делая перерасчёт , что это уже 127 проба серебра. Сплавы и серебро получаются текучими, Без признаков оксидов меди. Если нет навыка в изготовлении припоя (применение защитного флюса, восстановительного пламени горелки), можно в припой ввести 0,5% кадмия. Он при нагреве заберёт на себя кислород связанный с медью, и испарится. Припой и сплав будут (бегучими)

Я сейчас пользуюсь пастой-припоем, уже года три. Сначала долго приспосабливался, привыкал, кое что не получалось, потом привык и паяю только им. пользуюсь тремя видами - твёрдым, средним и мягким, очень удобно при монтировке как раз объёмных и сборных вещей. Сферические вещи разбиваю на сектора таких размеров, которые при формовании не искажали бы рисунок.

 


Набираю и паяю в плоскости, потом формую при помощи анки и пунзелей и всяких разных других приспособлений. Окончательную сборку произвожу на форме-модели из формовочной массы, которая потом в горячей воде раскисает напрочь за 10мин. Братья не работайте с асбестом! Уж кажется всё про него написано. Берегите здоровье - его не купить не за какие деньги(к моему глубокому сожалению). Я даже формомассу в мастерской не держу и растворять её выползаю на улицу!
Да, пары кадмия очень вредны. Но если об этом знать и элементарно предохраняться, ни чего страшного не произойдёт. Больше всего паров получается при изготовлении припоя. Однозначно его нельзя изготовлять без вытяжки. Когда я паяю таким припоем, одеваю простую медицинскую маску. Кадмий очень активно реагирует с водой. Он отбирает у воды кислород, и на выходе имеется водород. Когда мы дышим через маску, она становится влажной


Вот эта влага и связывает пары кадмия. А сам по себе кадмий не ядовит. Практически весь инструмент покрыт кадмием. (раньше цинковали). Да и вообще, надо приучать себя работать в маске или респираторе. Очень важно чтобы при полировке и пайке работала хорошая местная вытяжка. А при плавке металла - тем более. Ну а если предохраняться именно от асбестовой пыли, то и асбест не страшен. Страшна его пыль, и то, длительно, много лет подряд.

Раньше я тоже заморочивался, готовил разные припои с разной температурой плавления. Потом, опытным путём пришёл к выводу что достаточно иметь 3 припоя на основе филигранного. (Кстати этому учит Марченков в своей книге Ювелирное дело). Один 72-й (филигранный) его температура плавления 779 градусов. Очень текуч. Если изделие, сплавленное им подольше погреть, но не до плавления основного металла, припой дифундирует в основной металл. Процентное содержание серебро-медь меняется. Температура плавления места спайки увеличивается. На этом же месте можно уже паять тем же припоем другой элемент. И т.д.


Ну а если паяем изделие ниже 925 пробы, я в тот же припой добавляю кадмий. 4-10 % Тоже прекрасно работает, И тоже, при длительном нагреве температура плавления место спая увеличивается. Но выделяются пары кадмия. что для организма плохо. А если приходится много паять, н-р при изготовлении цепочек, я вместо кадмия в филигранный привой добавляю 4% цинка.

Он не так ядовит для дыхательной системы организма, и шов получается более прочным. Часто кадмиевый припой при перегреве даёт губчатый шов. Кадмий испаряется, и получается губка. Шов менее прочный. Посему пайка цепочек, или других изделий , где применяется много припоя, кадмиевым припоем нежелательно.

При изготовлении серебряных изделий проба припоя может отличаться от пробы металла. А филигранных изделий и основной металл может отличаться от заявленной пробы на 20 пунктов. Я заявляю 925, а тонкую скань делаю из 960. С учётом 720 припоя, который первоначальн покрывает всё изделие, а потом медь окисляется и вымывается при отбеле, как раз и получается около 925 пробы.

 


При работе с припоями важно не забывать что температура кипения (испарения) цинка 906 градусов а температура кипения кадмия всего 765 градусов. Потому высокотемпературные припои с кадмием просто не получатся. Припой расплавится и быстро встанет колом. Использовать при пайке в качестве флюса только буру тоже проблематично. Её температура плавления примерно равна температуре испарения кадмия. Потому используют её в смеси с борной кислотой.

Ну а золотой припой для филиграни можно сделать просто. В сплав золота, в тот, из которого вы делаете филигрань добавить 10% кадмия. Почти половина его испарится при варке припоя, Но другая резко снизит температуру плавления. А при пайке, и вторая половина кадмия испарится. И цвет и проба изделия не изменится. Только флюсы надо использовать с рабочей температурой ниже температуры кипения кадмия. И не паять жёстким пламенем горелки.

Чистое серебро очень мягкое. Оно не держит полировку и быстро мутнеет. Изделие легко деФормируется. Только из за этого ювелирные изделия делают не из чистых металлов а сплавов. Для ручной работы, многолетним опытом, выбран сплав 925 пробы. Он достаточно твёрдый, хорошо держит полировку и мало окисляется. Для изготовления тонкой скани применяют или чистоту, или 960 пробу.


Паяют скань филигранным припоем. 72% серебра и 28% меди. Это эфтектический сплав. Только он плавится при температуре 779 градусов. Все остальные сплавы серебра и меди плавятся при температурах выше. Чистое серебро - 960 градусов. Чистая медь при 1063.

В момент пайки порошковым припоем, припой 72 пробы растекается по всему изделию. Тончайшим слоем. Частично дифундирует в основной металл, частично медь в припое окисляется и затем растворяется в отбеле. Но проба основного металла практически не уменьшается.

 


Почему то бытует мнение, что паять надо присыпая порошковым припоем, что бы при нагреве он растекался по всему изделию, даже во многих учебниках это написано. Это просто, но не красиво. Фишка в том, что бы скань сохранила свою структуру скрученной и прокатанной "верёвочки", а припой всё это блестящее великолепие превращает в "сплошнину", да, зернистость видна, но того удивительного шарма нет. Так что набрать рисунок - не вся сложность, не меньшая сложность его спаять.
Белое серебро сейчас не темнеет, потому что оно или радированное или обработанно гальваническим способом, при котором поверхность покрывается слоем обогащённого металла, не помню как это называется.

 



Что бы уберечь изделия от "некрасивого" потемнения, я пользуюсь старым как мир способом сульфирования "серной печенью", что должно быть "белым", обрабатываю чуть-чуть, остальное делаю темнее, на его фоне "белые" части смотрятся совсем не обработанными.


Раньше мастера делали филигранные вещи из чистоты и они не темнели десятилетиями, только чуть покрывались естественной патиной, сейчас это сделать невозможно из за отвратительной экологии, через год вещь покрывается пятнами всевозможных оттенков. Проверено. Так что "старинную" патину сейчас можно сделать только искусственно.

1 комментарий:

  1. Спасибо за полезную информацию! Как начинающий фильграньщик, многое для себя разъяснила.

    ОтветитьУдалить